воскресенье, 10 февраля 2013 г.

профессиональное выгорание медицинских сестер бесплатно реферат

1.48 Mb.НазваниеВысшее сестринское образование в системе Российского здравоохранения материалы Российской научно-практической конференции с международным участием Ульяновск, 27-30 ноября 2007 гстраница3/12Дата конвертации20.08.2012Размер1.48 Mb.Тип     3                 Засева И.В. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭТИХ СОСТОЯНИЙ. Россия, ВладикавказПрофессиональное развитие это сложный процесс, имеющий циклический характер. В ходе трудовой деятельности медсестра не только развивает свои знания и способности, растет профессионально, но и подвергается отрицательным воздействиям, приводящим к появлению профессиональной деформации и эмоционального выгорания. Ключевую роль в развитии этих состояний играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек - человек». В процессе трудовой деятельности медицинский персонал испытывает высокое психоэмоциональное напряжение. Всё это негативно сказывается на профессиональном развитии, которое со временем может носить нисходящий характер. Проявлением этого негативного влияния может стать появление профессиональных деформаций и синдрома эмоционального выгорания. Психологическое выгорание ведет к регрессу профессионального развития, поскольку затрагивает личность в целом, разрушая ее, и оказывая негативное влияние на качество и эффективность трудовой деятельности. Поэтому, изучение проблемы эмоционального выгорания и профессиональных деформаций, особенно актуально в условиях осуществляемой в РФ реформы здравоохранения. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Традиционно понимание профессиональной деформации связано с отрицательным влиянием профессии на психологические характеристики человека, затрудняющие его поведение в повседневной жизни и в конечном итоге снижающие эффективность труда. Профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации, которая является необходимой для любого медицинского работника. У медсестры, которая в начале своей профессиональной карьеры очень бурно переживала все события, тяжело влияющие на психику больных (страдание, операции, кровотечения, смерть), постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. В познавательной сфере профессиональная деформация проявляется глубокой специализацией в своей области медицины: медсестра ограничивает сферу своих познаний только теми из них, которые необходимы для эффективного выполнения своих обязанностей. Другой формой проявления этого феномена является формирование профессиональных стереотипов и установок. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что этот уровень знаний может обеспечить успешную профессиональную деятельность [1]. Вместе с тем, важным фактором повышения качества медицинской помощи населению является непрерывное образование сестринского персонала, призванное обеспечить рост профессиональной квалификации медицинских сестер. Именно образование через всю жизнь способствует профессиональному росту и гарантирует безопасность и компетентность ухода. Профессионально деформированный специалист вызывает у больного впечатление незаинтересованности и черствости. Определение «синдрома эмоционального выгорания» впервые было дано американским психологом Х. ДЖ. Фрейденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в тесном и интенсивном контакте с пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере, при оказании профессиональной помощи. Медицинские сестры, как представители коммуникативной профессии, имеют высокий риск развития психического выгорания. Условия труда среднего медперсонала обладают некоторой спецификой, являющейся значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания: высокая производительная нагрузка, круглосуточный режим работы с обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии больных требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие факторы в развитии синдрома выгорания. В физическом отношении профессионал чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него уменьшается работоспособность и появляются различные симптомы физического недомогания: головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотребление успокаивающими или возбуждающими средствами. Эмоциональное выгорание проявляется в переживании: чувства беспомощности, безнадёжности, в особо тяжелых случаях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидных попыток. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда медицинская сестра уже не в силах эмоционально откликнуться на чужие проблемы. В психологическом плане проявление выгорания - это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Развитие этого синдрома не ограничивается профессиональной сферой, и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека и его взаимодействии с другими людьми. Осложняет ситуацию и особенность личности медицинских сестер - это склонность «отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем », возникновению этой особенности способствуют определённые личные свойства медицинских работников - высокий самоконтроль, склонность к подавлению отрицательных эмоций, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанные с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура [3]. Распространенность синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса среди медицинских сестер была проанализирована на примере реанимационных отделений Республиканской Клинической Больницы (РКБ) и Республиканской Детской Клинической Больницы (РДКБ) Республики Северная Осетия - Алания. Задачами исследования явились: - выявление распространенности синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала РКБ и РДКБ; - изучение влияния профессиональной мотивации, стажа профессиональной деятельности и возраста обслуживаемых пациентов на формирование синдрома выгорания; - оценка уровня конфликтности и профессионального стресса у медсестер. В исследовании приняли участие 38 медицинских работников среднего звена (таблица 1). Таблица 1 Проф. Стаж ДРКБ РКБ Всего Отделение реанимации новорожденных Отделение Анестезиол.-реанимации Отделение инфекционной реанимация Отделение Анестезиол.реанимации 1 - 10 лет 7 2 1 3 13 (34%) 11 - 20 лет 1 6 3 5 15 (40%) 21 - 30 лет - 2 4

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭТИХ СОСТОЯНИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий